Сайт Петровской Марии

Исследование активности личности в ходе психоаналитического процесса (экологические аспекты)

Опубликовано в сборнике "Тезисы второй конференции по экологической психологии" /Москва, 2000 : 45 (В соавт. с Россохиным А.В.)

(Исследования при поддержке РГНФ, грант 97-06-08225)
Статья посвящена оценке транскриптов (протоколов) психоаналитических сессий, как материалам, соответствующим требованиям экологической валидности для реализации методов эмпирических исследований.

 

В соответствии с определением, данным Pawlik & Starf (1992), “экологическая психология означает изучение психических процессов, т.е. переживания и поведения, в тех условиях окружающей среды, при которых переживание и поведение происходят “сами по себе”, без вмешательства исследователя или психолога-испытателя” (Панов, 1997).
С другой стороны, в отечественной эмпирической психологии были разработаны и описаны особенности и критерии такого специфического метода психологического исследования как “естественный эксперимент” (Лазурский, 1918), (зарубежный аналог – “полевой эксперимент” (Кэмпбелл, 1980)). Два его основных признака заключаются в том, что “исследуемые лица не знают и не подозревают о том, что подвергаются психологическому изучению и исследователь специально планирует, создает и варьирует условия, провоцирующие интересующие его психические процессы, свойства личности, психические состояния, т.е. контролирует получение эмпирических результатов” (Климов, 1998).
Осуществляемые нами эмпирические исследования динамики измененных состояний сознания личности, включенной в длительный и интенсивный психоаналитический процесс (высокая частота встреч в течение нескольких лет) полностью вписываются в представление об экопсихологическом подходе Pawlik & Starf (1992) и, в определенной мере, удовлетворяют критериям “естественного эксперимента”. Эмпирические исследования проводятся с использованием психолингвистических, психосемантических и микросемантических методов анализа психоаналитических транскриптов (протоколов)- зафиксированных в текстовой форме диалогов аналитика и пациента. Эмоционально напряженный диалог аналитика и пациента, содержащий большое количество скрытых смыслов, актуализирующий различные феномены измененных состояний сознания и отражающий разворачиваемую в ходе аналитического процесса динамику взаимоотношений в диадной паре, неосознаваемую как пациентом, так зачастую и аналитиком, фиксируется в форме аудиозаписей. Использование оригинальной, специально разработанной процедуры перевода аудиозаписи в унифицированную текстовую форму позволяет получить обширный экспериментальный материал. Объектом исследования служат аудиозаписи 520 психоаналитических сессий, проходивших с исп.Х четыре раза в неделю в течение трех лет; аудиозаписи 370 сессий, проходивших с исп.У четыре раза в неделю в течение двух с половиной лет; аудиозаписи 360 сессий, проходивших с исп.Z три раза в неделю в течение трех лет и четырех месяцев и др. Перспективность проводимых исследований заключается в том, что они позволяют анализировать большие объемы материала, в особенности при наличии соответствующих компьютерных программ.
Диалог, зафиксированный в текстовой форме, представляется наиболее плодотворной сферой для исследований, поскольку в данной ситуации имеет место непосредственная, живая речь собеседников (без "домашних заготовок" и т.д.), а временная организация общения, предполагающая достаточно быстрое отреагирование субъекта, позволяет оценить постфактум имплицитные содержания, не проходившие в "фокусе" беседы, тактики собеседников, устойчивые ассоциативные связи, динамику пересечения семантических полей, коммуникативные установки собеседников.
С нашей точки зрения, именно методы эмпирического исследования личности, использующие материал естественной речи, удовлетворяют требованиям экологической валидности. Во-первых, не требуется вовлечения исследуемого субъекта в непривычные для него формы активности (тестирование, участие в лабораторных экспериментах и т. д.), что расширяет сферу применения с точки зрения охвата различных групп людей и исключает смысловые "помехи", вызванные фактом участия в эксперименте самим по себе. Во-вторых, речь человека, так или иначе, сопутствует практически всем сферам его деятельности, и это расширяет исследовательские возможности применительно к различным ситуациям. Помимо исследования структуры и динамики семантических полей, материал естественной речи позволяет применять психолингвистические методы анализа, базирующиеся на особенностях синтаксиса, как “побочного стимула” сообщающего о психологическом содержании, как намеренно утаиваемом, так и неосознаваемом говорящим(Россохин, Петровская, 1999).

Исследование активности личности в ходе психоаналитического процесса (экологические аспекты)* А.В.Россохин, М.Б.Петровская, психол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова

Категория: Научной тематики | Добавил: MariaPetrovskaya (08.04.2015)
Просмотров: 1095 | Теги: экологическая валидность, экологический подход в психологии, психолингвистика, объективные методы в психологии, эмпирические методы в психологии